И. Адливанкин: – Игромания, несомненно, – заболевание, признанное во всех здравоохранительных системах мира. У нас оно приобрело особую окраску и особый масштаб. Я совершенно согласен с тем, что подходить к ограничению этой проблемы нужно не дифференцированно, а объемно и масштабно. Например, три года назад наша организация одной из первых начала принимать пострадавших, болеющих игроманией, и это были люди с долгами в 10-15 тысяч рублей, то сегодня долги – 200-300 тысяч. И это, как правило, люди не имеющие возможность отдачи долгов вне игры, а через игру отдать долги тоже невозможно. Т.е. игрок, который патологически болен, психика которого разрушена, у которого сформировалось криминогенное мировоззрение, в добавок ко всему, имеет огромные долги. Это социально опасное явление. – Изяслав Александрович, создатели игровых автоматов и владельцы игровых заведений сознательно используют какие-либо приемы, чтобы пристрастить людей к игре? Или это заложено в самой страсти азарта?
И. Адливанкин: – 2 года назад было опубликовано интервью по результатам исследований о проблемах возникновения этого заболевания. Мы абсолютно уверены (и многие специалисты уже соглашаются с нашими выводами) в том, что 8-12-и часов игры в игровой автомат достаточно для формирования тотальной формы зависимости. Это не такое уж малое время: сначала полчаса, затем час игры… Мы исследовали и больных, и сами автоматы, ибо материалов для исследований у нас достаточно – это сотни пациентов. На основании результатов этих исследований был сделан вывод, что автомат – это уникальная система, объяснение действия которой на подсознание человека можно найти в классических постулатах нейрофизиологии, таких как учение Павлова о рефлексах и учение Ухтомского о доминанте. В современных исследованиях, которые говорят о новом отношении к проблемам пластичности мозга, была сформирована концепция, абсолютно объясняющая принципы формирования игровой зависимости.
В сети игровой зависимости попадают люди самых разных возрастов и профессий, разного культурного и социального уровня, но финал у этих историй, как правило, один и тот же.
В. Маковский. Ссора из-за карт. 1889
Сюжет: Жертвы игромании
Голос из автомата: – Потратив рубля два, «пежо» здесь выиграть возможно.
Девушка-респондент: – Соблазн бросить монетку и выиграть миллион, конечно же, есть, и я думаю, он возникает у каждого.
Девушка-респондент: – Родственник моего мужа проиграл квартиру. Проиграв крупную сумму денег, он занял у знакомых, чтобы отдать, но проиграл, занял другую сумму, и этот круговорот затянул его настолько, что пришлось продать квартиру, потому что начались серьезные, смертельные даже, угрозы.
Пожилой мужчина: – Моему сыну 45 лет. Он проиграл в автоматах 200 тысяч рублей, которые семья собирала в течение 5 лет на строительство дома. Теперь нет ни дома, ни денег, и все равно он продолжает играть. Проигрывает, осознает свою проблему, на какое-то время перестает играть, а потом все начинается снова. Недавно вновь проиграл 25 тысяч.
Женщина-пенсионерка: – Интерес этот сильно манит. Думаешь, только попробую, а играешь час, два… И сумма получается соответствующая. Оттуда выйти очень трудно. Алкоголизм, наркомания затягивает по-своему, а игра – по-своему.
Голос из автомата: – Потратив рубля два, «пежо» здесь выиграть возможно.
* * *
– С точки зрения христианской морали, игорный бизнес дело греховное. Те, кто в помрачении проигрывает свои деньги, конечно же, несут за это ответственность. Но насколько безнравственнее те, кто наживается на низменных человеческих страстях. Не похожа ли ситуация, когда государство разрешает игорный бизнес, на то, как если бы оно официально разрешило деятельность наперсточников и «лохотрон», и другие способы афер по выманиванию денег?
М. Москвин-Тарханов: – Я считаю, что сама по себе игра, как род деятельности живого существа, свойственна нам всем. Но можно играть в шашки и шахматы, а можно на деньги. Родители всегда предупреждают детей, чтобы те не играли на деньги, и даже наказывали за это. Если мотивом игры является жадность, а это страшный порок, появляется тот опасный азарт, в результате которого происходят трагедии.
– Речь идет о том, что государство это фактически популяризирует.
М. Москвин-Тарханов: – Популяризировать ни в коем случае нельзя, но и нельзя давать этой сфере уйти в тень и стать криминальной, потому что до конца игра не уйдет из жизни.
И. Адливанкин: – Я практик не только в отношении больных, но и в отношении взгляда на мир. За игрой стоят огромные деньги, миллиардные взятки, –именно эта причина провоцирует те аномальные явления, которые связаны с игрой. Более того, считаю, что пока речь не шла о выносе автоматов за пределы городов, было лучше, потому что шла борьба. Сейчас как будто все решено, но любой здравомыслящий человек понимает, что создание таких городов на 2008-11 год, когда поменяется верховная власть в стране, с такими средствами, которые стоят за лоббистами игорного бизнеса – это фикция.
– Закон обязывает производителей алкоголя и табака писать о том вреде, который могут принести эти продукты. Почему мы нигде не видим надписей о том, что «чрезмерное увлечение игрой на автоматах приносит вред Вашему духовному и телесному здоровью»?
М. Москвин-Тарханов: – Если бы я был всевластным на одну минуту, то ликвидировал бы все игровые автоматы и игорные заведения, оставив несколько безобидных клубов для игры по маленькой ставке – винт-бостон, например, как это было в старину. Но я понимаю прекрасно, в каком греховном мире мы живем. Поэтому власть должна маневрировать в этой ситуации, но не из расчета, что пострадает чей-то бизнес, а исходя из общественного блага, понимая при этом, чего может добиться. Мы можем запретить игорный бизнес, и появится криминальная среда.
– А Вам не кажется, что криминальная среда будет значительно меньшей по объему?
М. Москвин-Тарханов: – Тогда будут убивать.
И. Адливанкин: – Сейчас тоже убивают. Сейчас та же самая среда имеет все то же самое официально. Когда она будет функционировать неофициально, то станет противозаконной, а сейчас действует официально, по закону.
Игра в крэпс
– На мой взгляд, когда люди будут понимать, что они нарушают закон, находясь в тени, их будет сдерживать психологический момент, который не позволит подросткам, законопослушным гражданам идти туда, где их буквально раздевают до нитки.
М. Москвин-Тарханов: – 16 летняя депутатская работа подсказывает мне, что простые решения всегда ошибочны. Эту ситуацию нужно регулировать очень тонко. Любое простое решение приводит к противоположному результату.
И. Адливанкин: – Дело в том, что эта проблема захватила столько отраслей общественной жизни, что решить ее простым указанием невозможно, нужно продумывать целый ряд мер, и это правда.
– Хорошо, а каких мер? Есть ли лекарство от игровой зависимости?
И. Адливанкин: – Я могу констатировать, пусть кто-то со мной не согласится, но коллеги, связанные с этой проблемой знают наверняка – сегодня медицинского лекарства от игромании нет.
– А что делать людям, в жизни которых эта болезнь присутствует?
И. Адливанкин: – Поскольку я представляю православную организацию, и мы столкнулись с катастрофой – сотни и сотни больных, мы чувствуем ответственность за них. И только те, кто согласился на предложенный нами синтез духовного и медико-психологического лечения (воцерковление, изменение доминанты поведения), смогли выйти из проблемы. За пределами подобного душепопечения, предполагающего религиозное мировоззрение и многое другое, исцеление невозможно.
М. Москвин-Тарханов: – Конечно, медицинского лекарства нет, и, наверное, его не может быть. Я читал исследования американских ученых, так вот они считают, что игромания ближе не к наркомании, а к синдрому навязчивости, к навязчивым формам поведения. Нужны очень тонкие психологи, а лучше всего – обращение к Богу.
– Спасибо, Изяслав Александрович и Михаил Иванович за то, что Вы пришли на нашу передачу, за беседу и ваши советы.
Давайте посмотрим, как на этот вопрос ответили телезрители. Нам позвонили более 2000 человек. Абсолютное большинство позвонивших считают, что проблему игромании можно решить только в том случае, если будут запрещены все игровые автоматы. Я тоже так считаю, и думаю, что вы почувствовали мое мнение. Запретительные меры бывают умны и хороши, если их употребить вовремя, разумно и продуманно.
Авва Дорофей, великий подвижник VIII-го века говорил, что люди по устроению души делятся на три типа. Первое, – это когда человек действует по страсти, второе – когда он находится в борьбе со своими страстями, и третье – когда человек искореняет в себе страсть, побеждает ее.
Накануне Великого Поста я желаю всем нам постараться искоренить в себе хотя бы одну страсть. А возможно это только с помощью Божией. Потому что, как сказал Cам Спаситель, «Без Меня не можете творить ничего» (Ин.15:5).
[/r]www.sedmitza.ru[r]