Стоп. Они проигрывают жизнь
На сайте РАРИБ 1 августа нынешнего года появилось: "Игроки, кто вылечился, помогите! Семья распадается. Проигрываю все, что заработаю, весь в долгах. Срочно нужна помощь!!! Олег. Новосибирск…"
- Это тяжелое расстройство, – подтверждает руководитель отделения внебольничной помощи и реабилитации и заместитель директора Реабилитационного центра Национального научного центра (ННЦ) наркологии Минздрава РФ доктор медицинских наук Тарас Дудко. – Расстройство психики, оценки окружающей действительности, своего поведения. Тяжелейшая зависимость от радости при выигрышах и патологическая (физическая, замечу) зависимость от проигрыша, от болезненного желания отыграться. С проигрышами нервная система начинает не срабатывать.
В советские времена, – вспоминает Тарас Николаевич, – встречались единичные случаи игровой зависимости. Играли тогда в основном в карты. Был один больной, который просаживал деньги на ипподроме…
Около четырех лет назад (прозрачная корреляция с наращиванием оборотов игорного бизнеса) пошел наплыв игроманов. Отечественным специалистам пришлось обращаться к зарубежному опыту работы в этой области: собственного пока не было. Сейчас в Питере людьми с патологической игровой зависимостью занимается Психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева (исследовательский и учебный центр ВОЗ по вопросам психического здоровья и подготовки кадров). В Москве – НИИ психиатрии Минздрава РФ, ННЦ наркологии и некоторые другие институты и клиники.
Наши врачи воочию наблюдают то, о чем прежде читали в книгах по психиатрии: истории лудоманов и алкоголиков удивительно схожи. Часто встречаются дополнительные расстройства. Среди пациентов Тараса Дудко около 80 процентов людей с "миксами" – сочетанной зависимостью от игры плюс от алкоголя или наркотиков. Примерно у такого же количества больных – отягощенная наследственность: кто-то в роду страдал алкогольной зависимостью (более 41 процента случаев) или пристрастием к азартным играм, или клептоманией (навязчивым воровством).
Отягчающим обстоятельством являются и психические расстройства. Тем более, что по данным Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, за последние десять лет заболеваемость психическими расстройствами выросла в России в 1,5, а среди детей и подростков – в 2,5 раза.
Чаще всего "подсаживаются на игру" в 21-30 лет, но есть и пятнадцатилетние, и пожилые игроманы. "Однорукие бандиты" особенно опасны для людей со средним образованием (около 42 процентов случаев), однако жестоко порабощаются ими и все остальные категории образованного населения.
Пока среди "шпилевых", "запойных" (по сленгу служителей азарта) игроков подавляющее количество мужчин (около 90 процентов), но число женщин растет, и это катастрофа. От игромании так же, как и от алкоголизма женщин вылечить чрезвычайно трудно.
В ННЦ наркологии немало пациентов, которые, выпив пива, идут играть. "Лучший напиток в мире" снимает контроль над собой, снижает психологическую защиту и… облегчает попадание в зависимость. Что чутко уловили владельцы игровых заведений: во многих казино Москвы и Питера действует правило – тех, кто играет впервые, бесплатно угощают пивом.
- Неслучайно, – продолжает Тарас Николаевич, – патологический гемблинг относится к расстройствам зависимости. Он сходен симптомами с наркоманией и алкоголизмом, лечатся они примерно одними препаратами. И так же, как у тех категорий больных, у всех без исключения игроманов в различной степени разрушается личность: ломаются морально-этические нормы, которым они раньше следовали, снижается интеллект, ухудшается память, меняются эмоциональная и поведенческая сферы. Человек вообще становится неудачником: ему неинтересно учиться в институте, работать, любить. Происходит социальная дезадаптация…
Верно. И давно описано. Вспомним "Пиковую даму" Пушкина. По мнению психиатров, это блистательное изложение истории болезни лудомана. Или роман "Игрок" великого Достоевского, самого отдавшего страшную дань этой пагубе: "Я как будто одеревенел, точно загряз в какой-то тине…"
Услышав реплику кого-то из молодых психологов Центра, что игрок при этом получает удовольствие, Тарас Дудко мгновенно парирует:
- Это он так говорит. У многих из них наблюдается явный синдром отмены – резкие перемены настроения и поведения, соматические расстройства, дрожь, кошмары, потливость, чувство вины, уныние. Человек проигрывает не только деньги, но и свое здоровье, будущее – проигрывает жизнь.
В тенетах страсти
По мнению всех специалистов, с кем довелось беседовать при подготовке материала, игровая зависимость лечится труднее, чем наркомания. В ННЦ наркологии используются и антидепрессанты, и препараты, улучшающие обменные процессы головного мозга, и, разумеется, психотерапия.
Игроманы просят врачей: "Помогите, чтобы я не так много проигрывал". Прямо как наркоманы: "Принимать два грамма препарата – дорого; уменьшите мне дозу". Это ложная мотивация к лечению. Человек же должен придти к мотивации истинной: "Я не хочу проигрывать свою жизнь!"
Много профессиональных и человеческих усилий прикладывают наркологи и психологи для того, чтобы помочь несчастным. А на столе у руководителя отделения Тараса Дудко, между прочим, стоит небольшая икона Божией Матери, лежит книжка "Что играет мной. Страсти и борьба с ними в святоотеческом учении Православной Церкви" – "для тех, кто заинтересуется". ННЦ наркологии несколько лет успешно сотрудничал с реабилитационной группой для больных наркоманией Свято-Иоанно-Богословского монастыря, что под Рязанью. Сейчас, когда умер давний товарищ Тараса Николаевича монах Климент (Разуев, в прошлом известный психиатр-нарколог), сотрудничество приостановилось. Однако Тарас Дудко уверен, что совместные с Церковью центры реабилитации игроманов необходимы.
К сожалению, стойкое впечатление от бесед: большинство светских специалистов до конца не осознают истинную (отнюдь не физическую!) суть алкоголизма, наркомании, а теперь уже игромании. Пока подходы к пониманию этой сути идут на уровне "психотерапевтической игры". А жаль.
- Эта проблема, в первую очередь, – подтверждает доктор медицинских наук, профессор, руководитель Душепопечительского православного центра имени св. прав. Иоанна Кронштадтского иеромонах Анатолий (Берестов), – не медицинская, а духовная. Так как это закабаление души азартом, призраком того, будто человек может выиграть баснословные сумы. Но дьявол – лжец и отец лжи (Ин. 8, 44).
Эту духовную болезнь, название которой страсть, – продолжает отец Анатолий, – много веков назад подробно описали православные святые. Они же дали рецепт исцеления: страсть побеждается не своею, человеческою силой, а благодатию Божией. Условия – осознание своей греховности, уразумение того, что попал в сети дьявола, искреннее покаяние с деятельным исправлением. А помощь – в благодати Божией, получаемой человеком в таинствах исповеди, Причастия и в молитве.
За пять лет через Центр на Крутицком подворье прошли около трех тысяч наркозависимых юношей и девушек. 85 процентов из них (это невероятная для официальной медицины эффективность) излечились от наркомании. А в прошлом году сюда за помощью впервые обратились двадцать человек с игровой страстью и около десятка с компьютерной зависимостью. И – внимание! – пока удалось помочь лишь двум бывшим игроманам и ни одному с компьютерной зависимостью.
Вера Абраменкова, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, признанный специалист в области социальной психологии детства и одна из немногих в стране, кто хорошо изучил духовный смысл игры и игрушки, тоже согласна:
- Игровая психологическая аддикция, зависимость пагубна для физического, психологического, но особенно для духовно-нравственного статуса человека и, прежде всего, ребенка. – И добавляет: – Сегодня, когда игровые автоматы бесконтрольно появляются в обычных магазинах, к ним получают доступ дети. При попадании ребенка в игровой плен крайне важно объединение усилий родителей, духовника, если он есть, и специалиста. Подростка можно вызволить из этих пут лишь при твердом стоянии в родительском подвиге, неусыпной молитвенной помощи и, что обязательно, любви. Ребенок должен понимать, что дело не в нем, а в пагубном пристрастии. Должен чувствовать, что он не один. С ним родители и Господь.
Профессор Вера Абраменкова в своей практике не раз встречалась с тем, что даже родственники лудоманов подчас считают: игры такого рода в умеренном количестве невинны.
- Однако, – убеждена Вера Васильевна, – те, кто сражается с "однорукими бандитами", совершают не что иное, как грех скверноприбытчества. Деньги в игровых залах не зарабатываются собственным трудом. А в народе давно сказано: "Пришло махом, уйдет прахом". Втягивание в игру – происки князя мира сего. Выигрыш оборачивается проигрышем. Прежде всего, для спасения души самого человека.
"Растилище диавольское"
Духовная суть пагубной страсти человечеству разъяснена давно. Апостол Павел, напоминая о рассказанном в Библии поклонении избранного народа золотому тельцу (Исх. 32, 6), призывает: "Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть" (1 Кор. 10, 7).
Учитель Церкви II-III веков Тертуллиан пишет: "…когда понадобились они (лошади) для игрищ, тогда то, что было даром Божиим, сделалось орудием сатаны". А святитель Иоанн Златоуст, во времена которого (IV-V века) конские скачки приобрели небывалую популярность, емко и хлестко именует их "сатанинским зрелищем", "безплодным и гибельным позорищем", "растилищем диавольским", "отравой душ". Посетителей "позорищ" великий проповедник Истины хотел отлучить от священных собраний, поскольку "страсть больше всего повергает нас власти диавола".
В конце десятого века, преподобный Василий Новый укоряет своего ученика Григория, приостановившегося у ипподрома, "где радость бесам доставляют, угождая им этим позорным зрелищем".
Две тысячи лет христианство воспитывает человека в воздержанности и целомудрии, научая его противостоять страсти. В "Указателе" свт. Иоанна Златоуста, к примеру, немало сказано на актуальную для России тему: "Игра в кости для многих не кажется злом, но любовь к ней вводит в жизнь тысячу зол"; "Страсть к деньгам – корень зла"; "Страсти делают ум пустым"…
Лучшие умы России, пронизанные, вскормленные Православием, исследуя игорную страсть, осознавали, что и кто скрывается за этой пагубой. В письме своему другу Лермонтов, не избежавший гибельного увлечения, признавался: "Когда я играю, я чувствую бестелесного дьявола, притаившегося за моими плечами". Куприн размышлял: "Лихая вещь эта пакостная рулетка". Лихими на Руси, как известно, называли опасных и злобных.
И тому же Лермонтову принадлежит жесткая констатация: "Азартные игры – это сети, в которые сатана ловит души".
Это не метафора с гиперболой, а факт. Сколько написано о святотатственной символике карточных мастей, однако даже не всем христианам известно, что зашифровано в намозоливших глаза сердечках и ромбах. Процитируем "Почаевский листок".
"Игральные карты были созданы темными силами как кощунственное хуление крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа. Карточные масти обозначают: крест, на котором был распят Спаситель, копие, коим Он был прободен, губку, поднесенную Ему с оцтом (уксусом), и кованые четырехгранные гвозди, которыми Спаситель был пригвожден ко кресту".
"Непобедимая победа", "оружие на диавола", наша защита хулится "смельчаками, заигравшимися в самоубийство", как точно именует картежников "Почаевский листок".
Неслучайно карты с маниакальностью используются колдунами, гадалками, шулерами, ворами и пр., что "жизни вечной не наследуют" и стремятся увлечь с собой в разверстую бездну побольше несчастных душ. Именно карты (позже символы их мастей) закладываются в первых "одноруких бандитов", а сегодня влекут к себе "смельчаков-самоубийц" в современных покерных автоматах. Карточные игры (баккара, блекджек, покер) – непременный атрибут и "домов азарта", хотя символ казино, конечно, – рулетка.
В недобрую минуту 1655 года французский математик, физик, философ и писатель Блез Паскаль изобрел колесо с вращающимися цилиндрами и точно обозначенным порядком цифр и комбинаций. Трагедия великого ученого оказалась в том, что он, видевший путь постижения тайн бытия и спасения человека от отчаяния лишь в христианстве, невольно (конструируя прибор для объяснения выдвинутой им теории вероятностей) вручил падкому на соблазн человечеству страшное колесо порока.
Рулетку (от франц. roulette – колесико) подхватили умельцы делать деньги, подбросив обществу идею об усовершенствовании "колеса удачи" доминиканскими монахами. Хотя недавно и колдун Юрий Лонго признал: "Ее придумал дьявол и свое черное дело переложил на другие плечи".
Симптоматично, что в куртуазной Франции XVIII века казино небывало размножились благодаря ее первому министру… кардиналу Джулио Мазарини, а сам он стал самым богатым вельможей после короля.
Во второй половине XIX столетия парижский шулер Морис Франсуа Бланк (изгнанный перед тем из Германии кайзером Вильгельмом) перебрался в Монако и купил у князя игровую концессию. Бланк выстроил в Монте-Карло казино, возвел на скале роскошную гостиницу и театр, выделил в казну 15 процентов дохода от рулетки. Сменил себе в угоду весь государственный аппарат, организовал две армии, создал акционерное "Общество морских купаний", которое взяло в руки игорное дело. Подкупил многие газеты Франции, Италии и Англии, привлек на свою сторону иезуитов, выделив деньги на постройку церкви и монастыря…
Несколько лет Бланк был европейским монополистом казино. До сих пор бытует легенда о том, что бывший шулер продал душу дьяволу за секрет рулетки. Бог весть… Сумма же всех цифр "колеса фортуны" (от 0 до 36) широко не рекламируется. Составляет она, между тем, – число 666.
Даешь здоровый азарт?
В Россию казино переместились при "просвещенной" Екатерине II одновременно с мощной кампанией секуляризации. Трогательная забота о душах подданных, – закрывая монастыри, повсюду, вплоть до придворных кухонь, внедрять орудия соблазна.
Правда, последующие российские императоры поприкрыли этот вид бизнеса. И одной из диковин, привлекавших русских в XIX веке на европейских водах, стало казино. Но стоек был иммунитет ко злу, привитый Православием, чувствовала душа, что все там, по словам Достоевского, "как-то нравственно скверно и грязно".
После 1917 года Православие на Святой Руси изничтожали револьверами, саблями да тюрьмами, разумеется, синхронно открывая разнообразные злачные места. Слава Богу, до поры до времени. Но и эпохе "Морального кодекса строителя коммунизма" тоже подошел конец. Сегодня снова за окном полоса гибельной свободы от соблюдения заповедей и рабства греху.
НТВ продуманно показывает стране сюжет о том, как отечественные министр печати, известный композитор, глава строительного холдинга и другие, тоже примелькавшиеся, особы играют – на деньги – в преферанс. Министр культуры Михаил Швыдкой в пресловутой программе "Культурная революция", подводя итог передачи об игромании, размеренно (после скороговорки, которую требовал от других) вколачивает в мозг: "Страсть к игре – это потребность удовлетворить биохимическую реакцию". И, бросив заведомо ложное построение, "что лучше – опиум или поход в казино?" (других вариантов не допускается), предлагает делать выбор самостоятельно.
А выбирать скоро, судя по развитию событий, будет не из чего.
Прорабы игорной индустрии сплачивают ряды. В стране действуют Российская ассоциация развития игорного бизнеса, Ассоциация деятелей игорного бизнеса (объединяет более половины предприятий "отрасли"), Союз культурно-развлекательных центров (КРЦ, под красивым названием, – те же казино), профсоюз работников организаций сферы игорного бизнеса.
От бурлящего доходного потока текут ручейки благотворительной помощи, в частности, московским ветеранам и детям-инвалидам, нескольким подлодкам Северного морского флота, на некоторые программы столичного правительства. Правительство же – в благодарность – в 1998 году руками Московского комитета образования выдало учебному центру "Школа крупье" Союза КРЦ лицензию на образовательную деятельность. С тех пор профессия крупье в нашей стране имеет официальный статус.
Союз КРЦ, кроме прочего, имеет мощный информационный центр с собственным банком данных. И хотя информация о "шпилевых" игроках популярностью не пользуется, тем не менее, игорные деятели в мае 2003 года провели шумную конференцию: "Игромания. Мифы и реальность".
Крайне любопытно, что выступивший на ней со вступительным словом госчиновник Вячеслав Панькин, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере игр и лотерей, не мог скрыть своего раздражения:
- "Заставь дурака Богу молиться, – он и лоб расшибет". Это в равной степени относится как к неумеренно азартным игрокам, так и к тем психотерапевтам, которые раздувают проблему, тем самым формируя себе потенциальный рынок. – И вторя бодрым менеджерам игорных организаций, заключил: – А не проще ли пустить всю эту кипучую энергию на борьбу с базовыми психическими расстройствами… с бедностью и нищетой, наконец?
Действительно. Оставьте в покое дельцов, наткнувшихся на золотую жилу в огромной, лишенной иммунитета стране! Они готовы даже, по словам почетного президента Союза КРЦ Алексея Барбариуша, "создать прецедент – социальную программу по профилактике и предотвращению последствий игромании". И в ее рамках, в частности, "проводить PR-акции и осуществлять публикацию разъяснительных статей в СМИ", а также "рекламную кампанию по пропаганде здорового азарта без последствий привыкания к игре"!
Член комитета РАРИБ по безопасности Анатолий Белых пошел еще дальше и предложил "в образовательной программе в средней школе… объяснять людям, как играть на деньги, чтобы не вовлечь себя в проблемы".
Мало нам опыта с чудовищными программами полового воспитания, с валеологией, которая, запрещенная было, теперь под видом "уроков здоровья" и "основ здорового образа жизни" внедряется в школы, неся нашим детям все тот же секспросвет, оккультные знания и чуждую России этику. Теперь еще – даешь здоровый азарт! И тому, что "нравственно скверно и грязно", "правилам поведения" (!) в залах игровых автоматах ("все равно что в загаженных туалетах, куда и заходить стыдно", по замечанию доктора медицинских наук Тараса Дудко) – учить в школах?!
Остановите этого "бандита"
Воротилы игробизнеса знают что говорят. Им нужно учить "правилам" и сажать детей "на игру". Уже существуют планы строительства крупного игрового комплекса (с торговым пассажем, аквапарком, концертным залом и детской площадкой) в Москве, в Нагатинской пойме. Для рекламы могучего проекта привлечен популярный, в том числе, у подростков Чак Норрис, актер, продюсер и сам игрок.
Однако основная цель РАРИБ и Союза КРЦ – "содействие правительству Москвы и федеральным органам в разработке и совершенствовании законодательной базы игорного бизнеса". И, надо сказать, их успехи на этом поприще до некоторых пор впечатляли. Был разработан проект закона "Об игорном бизнесе в РФ", который игорных деятелей вполне устраивал.
Однако в последние месяцы что-то произошло (возможно, это тоже часть большой игры), и законопроект, обретя новое название "О деятельности игорных заведений", получил и новое содержание. Резко ужесточаются правила и условия получения лицензий на занятия игорным бизнесом.
И хотя большинство участников игрового рынка подозревают происки "китов" – РАРИБ и Союза КРЦ (нынешний законопроект выгоден крупным компаниям), возопили все: это удар по индустрии, бюджеты всех уровней недополучат налоговых поступлений, закроются мелкие и средние игорные заведения (исчезнет десять лет работавшая компания "Метроцентр"; ООО "Джекпот" вынужден будет закрыть более 60 залов игровых автоматов в Москве и области), "сократится большое количество мест цивилизованного проведения досуга".
Прежняя Госдума не успела принять законопроект в третьем чтении. РАРИБ ликовала: "Поздравляем всех с победой!" В январе, заканчивается срок действия закона 1998 года, хоть как-то регулировавшего сферу азартных игр. Сейчас явно брошены мощные силы и деньги на продавливание "нужного" закона. Игорь Динес, депутат Госдумы (от "Единой России") прежнего и нового созыва, председатель Экспертного совета по вопросам регулирования лотерейного и игорного бизнеса при Комитете Госдумы РФ по бюджету и налогам, от комментариев воздерживается. Удовлетворит ли текст законопроекта к третьему чтению Россию, а не воротил игробизнеса, неизвестно.
Ясно другое. И абсолютно прав профессор-иеромонах Анатолий (Берестов):
- Это духовная агрессия против народов России, такая же, если не худшая, чем наркоагрессия. – Прав он и когда обращается к владельцам казино и игровых залов, – Бог страшно накажет вас за то, что вы губите тысячи людей. Горе вам, горе! Ибо сказано: "…кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской" (Мф. 18, 6).
Удивительно, что новую напасть просмотрели социологи. В трех институтах Российской академии наук этого профиля – Институте социологии, Институте комплексных социальных исследований, Институте социально-политических исследований, – как оказалось, не нашлось ни одного специалиста, кто бы заинтересовался этой острейшей проблемой. Не хочется думать, что социологи подключатся к исследованию игромании лишь с помощью денег игорного рынка и в соответствующем ключе.
Как бы не просмотреть и нам с вами страшную проказу, расползающуюся по России. В небольшом подмосковном Клину духовно гибнут мальчишки у экранов "одноруких бандитов", оккупировавших обычные магазины; в Коломне на крохотном привокзальном пятачке, – как минимум, три "дьявольских растилища". Нужны новые законы или поправки к действующим. Но и в нынешнем Уголовном кодексе имеется 25 глава "Преступления против здоровья населения и общественной нравственности".
Дерзновенный святитель Иоанн Златоуст, неустанно боровшийся с "отравой душ", призывает: "Если будешь заботиться о своем только спасении, то ничем же лучший будешь закопавшего данный талант в землю".
И в минуту, когда мы видим своих, чужих ли детей всего лишь у безобидного прозрачного барабана, ожидающих игрушку либо жвачку в качестве выигрыша, пусть перед нами, напоминает профессор Вера Абраменкова, огненными буквами вспыхнут слова мудрого российского святителя Феофана Затворника: "Играя, не проиграйте своего спасения".
rusk.ru ©